- Задание 1 (16 баллов)
- Юный лингвист, изучая фонетику, по указанным характеристикам определил согласные звуки:
- Задание 2 (9 баллов)
- Среди предложений из писем А. П. Чехова найдите такие, в которых трансформированы (искажены) фразеологизмы. Выпишите их номера. Укажите правильные варианты фразеологизмов и сформулируйте их значения.
- Задание 3 (18 баллов)
- Лингвист нашёл в Национальном корпусе русского языка примеры употребления слова было. Он выписал восемь предложений. Внимательно изучите эти предложения и выполните задания.
- Задание 4 (9 баллов)
- Определите значение слов рыжий, румяна, руда. Докажите, что они являются этимологически родственными. Что помогает нам понять это? Продолжите цепочку этимологически родственных слов.
- Задание 5 (12 баллов)
- Переведите отрывок древнерусского текста на современный русский язык.
- Святополкъ же сѣде в Киевѣ по отци своемь, и созва кыяны и нача имѣние имь даяти… Борису же возвратившюся с воины… вѣсть приде ему, яко «Отець ти умерлъ»… Рѣша ему дружина отня: «Се дружина у тебе отня и вои. Поиди, сяди в Кыевѣ на столѣ отнѣ».
Задание 1 (16 баллов)
Юный лингвист, изучая фонетику, по указанным характеристикам определил согласные звуки:
1) губно-губной, глухой;
2) взрывной, переднеязычный зубной, глухой;
3) сонорный, носовой, негубной;
4) несонорный, губно-губной, звонкий;
5) шипящий, звонкий, парный;
6) щелевой, переднеязычный зубной, звонкий парный;
7) сонорный, губно-губной, звонкий;
Перечислите эти звуки.
Из найденных звуков он смог составить три пары пятибуквенных нарицательных имён существительных в начальной форме. Определите эти слова, если известно, что все загаданные слова оканчиваются на следующее сочетание звуков: 2-й звук + огубленный гласный среднего подъёма + 3-й звук.
Известно, что в первой паре слов оба слова содержат букву А и различаются 4 и 6 звуками.
Известно, что во второй паре слов оба слова содержат букву Е и различаются 4 и 5 звуками.
Известно, в третьей паре слов оба слова содержат букву У и различаются 4 и 7 звуками.
Потом юный лингвист придумал еще одно пятибуквенное нарицательное существительное, которое содержит 8 звук и означает безмассовую частицу, способную существовать, только двигаясь со скоростью света
Наконец, он подумал и нашёл еще одно пятибуквенное слово, в котором содержится мягкий 1 звук и означает пресмыкающееся семейства неядовитых змей и язык программирования.
Ответ:
1. По указанным характеристикам можно определить следующие звуки:
— губно-губной, глухой: [п]
— взрывной, переднеязычный зубной, глухой: [т]
— сонорный, носовой, негубной: [н]
— несонорный, губно-губной, звонкий: [б]
— шипящий, звонкий, парный: [ж]
— щелевой, переднеязычный зубной, звонкий парный: [з]
— сонорный, губно-губной, звонкий: [м]
— щелевой, губно-губной, глухой: [ф]
2. Составление пар пятибуквенных слов:
— Первая пара слов: различаются 4 и 6 звуками, содержат букву «А».
— Вторая пара слов: различаются 4 и 5 звуками, содержат букву «Е».
— Третья пара слов: различаются 4 и 7 звуками, содержат букву «У».
Необходимо учитывать указанные условия о сочетании звуков в конце слов.
3. Слово с 8 звуком: Вероятно, имеется в виду фотон (фотоны — безмассовые частицы,
двигающиеся со скоростью света).
4. Слово с мягким 1 звуком: вероятно, имеется в виду питон (Python — язык
программирования и Питон — семейство неядовитых змей).
Задание 2 (9 баллов)
Среди предложений из писем А. П. Чехова найдите такие, в которых трансформированы (искажены) фразеологизмы. Выпишите их номера. Укажите правильные варианты фразеологизмов и сформулируйте их значения.
1) Рецензия превосходная, но г. Буренину не следовало бы в ложку мёду лить бочку дёгтю, т.е., хваля меня, смеяться над мёртвым Надсоном.
2) Женские отрицательные типы, где Тургенев слегка карикатурит (Кукшина) или шутит (описание бала), нарисованы замечательно и удались ему до такой степени, что, как говорится, комар носа не подточит.
3) Описываю я степь. Сюжет поэтичный, если я не сорвусь с того тона, каким начал, то кое-что выйдет у меня «из ряда вон выдающее».
4) Это был талантливый и уже популярный художник и подавал солидные надежды.
Ответ:
1. «в ложку мёду лить бочку дёгтю» — переосмысление известного фразеологизма «в мед
ложку дегтя». Означает вносить неприятные моменты в приятное общение или дело.
2. «комар носа не подточит» — искажение фразеологизма «комар носа не подточит»,
означающего незначительный ущерб или вред.
3. «из ряда вон выдающее» — искажение фразеологизма «из ряда вон выходящий»,
означающий необычный, выдающийся.
Задание 3 (18 баллов)
Лингвист нашёл в Национальном корпусе русского языка примеры употребления слова было. Он выписал восемь предложений. Внимательно изучите эти предложения и выполните задания.
1) Может, потом отдельно я напишу статью о том, как это было, но не скоро.
2) В результате нелёгких переговоров было достигнуто согласие.
3) А я уже было думал: придется менять фамилию.
4) В ванной было так жарко, что я сделался красным, как индеец.
5) Надо было видеть, как он пытался сохранить спокойствие.
6) Давно пора было показать всем этим выскочкам, как по-настоящему надо держаться на сцене.
7) В дни проведения форума было всё: и срыв выступления, и потеря важных документов, и даже драка между участниками.
Николай уже было хотел забыть, бросить свое намеренье, да и соседи уже косо на него глядели.
Разделите предложения на пять групп в зависимости от синтаксических особенностей употребления слова было в них. Укажите грамматические особенности формы слова. Порядок расположения групп не имеет значения.
Номера предложений | Критерий выделения группы |
Можно ли отнести предложение 9 в какую-либо из описанных групп? Свой ответ аргументируйте.
9) Я училась в двух школах, поэтому мне было с чем сравнивать.
Ответ:
Задание 4 (9 баллов)
Определите значение слов рыжий, румяна, руда. Докажите, что они являются этимологически родственными. Что помогает нам понять это? Продолжите цепочку этимологически родственных слов.
Ответ: Этимологически родственные слова «рыжий», «румяна», и «руда» обусловлены тем, что все эти слова произошли от праиндоевропейского корня *reudh-, означающего красный. Это помогает понять связь между цветом и некоторыми природными процессами или веществами. Можно продолжить этимологическую цепочку словами «рудник», «ружье» (возможно, из-за цвета металла).
Задание 5 (12 баллов)
Переведите отрывок древнерусского текста на современный русский язык.
Святополкъ же сѣде в Киевѣ по отци своемь, и созва кыяны и нача имѣние имь даяти… Борису же возвратившюся с воины… вѣсть приде ему, яко «Отець ти умерлъ»… Рѣша ему дружина отня: «Се дружина у тебе отня и вои. Поиди, сяди в Кыевѣ на столѣ отнѣ».
Ответ:
Святополк занял Киев после своего отца, вызвал киевлян и начал раздавать им имение… Когда Борис вернулся с войны… он узнал, что «твой отец умер»… Его дружина сказала ему: «Вот, теперь у тебя есть дружина и войска. Иди, займи Киевский трон».